Простое одеяние Христа ничем не примечательно, кроме одного: на его правом плече едва заметно покрывало с позументом. Что это? Простая грубая одежда и в то же время небольшой лоскут из дорогой ткани цвета сапфира с золотой вышивкой. Деталь, на которую редко обращают внимание. Указывает ли нам художник на необыкновенное происхождение изображенного человека?
Но Христос был непритязателен в одежде и не придавал ей никакого значения, о чем художник знал так же, как и мы с вами. Будь изображенный человек без этого покрывала или плаща, разве усомнились бы мы в том, кто изображен на картине? Следовательно, либо мы неправильно представляем себе образ Христа, либо художник намеренно заставил нас усомниться в нем, добавив эту маленькую деталь.
Скорее всего, Поленов намеренно создал это неразрешимое противоречие, смысл которого сводится к следующему: воспринимая эту деталь как его художественный прием, мы не можем поверить, что он понадобился для того, чтобы подчеркнуть необыкновенное происхождение Христа (Сомнение 1). Поэтому мы приходим к тому, что по мнению Поленов В.Д. — Христос должен был носить этот «царственный знак», но не можем согласиться с этим (Сомнение 2) и возвращаемся снова к Сомнению 1.
Два сомнения, не находя разрешения, чередуются друг с другом, что и создает контрапункт.
Рекомендую почитать: «Мнение о контрапункте»