Состояние нашего сознания, его содержание постоянно ищет свой образ или осмысленное описание. Это довольно трудно. На помощь приходит искусство.
Эта картина вам известна: «Крик» Эдварда Мунка. Картина не несет в себе ничего необычного кроме одного: мы точно знаем, что изображенный человек кричит, и мы также точно знаем, что никогда не услышим его крика. Этот крик, не достигая нас, застыл перед невидимой преградой, отделяющей нас от неведомого ужаса, просто потому, что мы видим изображение, и оно безмолвствует. Это как раз то противоречие, которое усиливает наше впечатление: то, что мы видим, не сопровождается тем, что мы должны были бы слышать.
С нашими душевными переживаниями все наоборот: мы знаем о них, прислушиваемся к ним, пытаемся в них разобраться, но не можем увидеть их. И поскольку любые попытки найти подходящий образ, соответвующий нашим душевным переживаниям, оказываются тщетными, мы испытываем странное безысходное чувство оттого, что душевное содержание нельзя наглядно передать. Получается, что Мунк изобразил этот экзистенциальный феномен как бы наоборот — вывернул его, дав нам изображение, но лишив нас возможности услышать, то есть узнать суть исходного душевного состояния.
Рекомендую почитать: «Безупречный человек — это тот, кто отказывается от дел (Хагакурэ. Путь самурая)»