«Безупречный человек — это тот, кто отказывается от дел. Это необходимо делать решительно…» (Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Путь самурая)
Интересны и особенности конструкции этого коана, и следствия из него, и выводы, которые мы делаем.
Тот, кто отказывается от дел, безусловно делает это по какой-то причине, в данном случае характеризующей его безупречность. Не имея этой причины, можно отказаться от дел и НЕ быть безупречным. Но формула заключается в том, что именно Безупречный человек отказывается от дел и делает это решительно. И тут мы приходим к противоречию или почти кантовской антиномии: Безупречный человек совершает небезупречный поступок.
И это противоречие было бы заключительным, если бы не первоначальный посыл о причине. Условие о существовании причины снимает противоречие, и вывод формулируется следующим образом, превращая коан в строгое утверждение: Безупречный человек не совершает небезупречный поступок без серьезной причины или принципиально-достаточного основания.
И, собственно, следует вывод о конструкции коана: коан, воспринимаемый буквально, приводит к явному противоречию. Посыл, снимающий это противоречие, ведет к утверждению. Чем больше мы можем придумать посылов или посылок, тем больше значений имеет Коан.
Рекомендую почитать: «Благословление поэзии и музыки с низложением аналитических способностей»